Метод Томатиса
Как уже ранее упоминалось, Альфред Томатис в первую очередь обратил внимание на необходимость диагностики слухового восприятия (слушания), т.к. наблюдается большое влияние нарушений в данной области на социальную жизнь человека и в первую очередь на языковые навыки общения (речь, чтение и письмо). Во первых, он начал с поиска эффективных способов устранения этих нарушений. Метод томатис, разработанный им, включает не только диагностику, но и, в первую очередь, программу терапии с использованием специального оборудования (устройство, называемое «электронное ухо»).
Альфред А. Томатис (1920-2001) был доктором медицины, специалистом в области аудиопсихофонологии и психолингвистике. Он создал Парижский Центр Аудиопсихофонологии, а позже вдохновил на это несколько мировых курортов, в т.ч. в Польше. Его отец был оперным певцом. Частые поездки на концерты отца развили в нем музыкальный слух и позволили наблюдать огромное положительное влияние музыки на человека. После Второй Мировой Войны он обследовал и лечил военных летчиков и солдат как врач-отоларинголог. Неоднократное обнаружение симптомов потери слуха у этих пациентов положило начало более глубокому анализу взаимосвязи между слухом, окружающей средой, психикой и голосом человека.
Общение с миром искусства и миром музыки предоставляло Томатису в качестве пациентов великих оперных певцов, музыкантов и актеров. Когда Томатис обнаруживал какие-либо нарушения в интонациях и голосе своих пациентов без каких-либо органических заболеваний, он начал исследовать слух с помощью аудиометра. Результатом этого теста стало открытие закономерности о том, что голос имеет только те частоты, которые распознаются слухом. Эта закономерность определена как Первое Правило Томатиса.
После открытия связи между слухом и голосом Томатис спросил себя, как улучшить голос пациента. Затем, реализуя эту идею, он создал прототип устройства, позднее названного электронное ухо.
Функция этого устройства заключалась в том, что пациент поет в микрофон, одновременно слыша в наушниках собственный голос, который был модифицирован. Слишком сильные частоты были снижены, а слишком слабые частоты были завышены. Возможность слышать плохо различимые и неразличимые частоты вызвала появление этих частот в голосе, причем сразу и бессознательно. Этот феномен был назван Вторым Правилом Томатиса.
Тот факт, что после снятия наушников голосовые трудности возвращаются, побудил Томатиса к дальнейшему исследованию. Продолжая эти исследования, Томатис сконструировал автоматическое электронное ухо. Адаптивные механизмы среднего уха тренируются в результате непрерывных упражнений на напряжение и расслабление мышц среднего уха. Напряжение и расслабление, улучшающее фонацию (голосообразование), может быть достигнуто, если пациент говорит более сильным голосом, богатым высокими частотами. Голос (или музыка) с более высокой интенсивностью передается по каналу С1 электронного уха, а голос (музыка) с более низкой интенсивностью – по каналу С2.
На основе упомянутых выше тестов, ведущих к постоянному улучшению слуха и голоса, было сформулировано Третье Правило Томатиса: повторение в течение некоторого времени слуховой стимуляции ведет к постоянному улучшению слуха и фонации (голосообразования).
Терапия, предшествующая точной диагностики слуха (слухового внимания), различие высоты звуков, а также латерализация позволили создать несколько программ стимуляции в соответствии с уровнем сложностей слухового восприятия человека. Как правило, программа стимулирования охватывает от 69 до 120 сеансов, выполняемых в ходе трёх сессий. Одна сессия занимает 30 минутный блок звуков.
Первая сессия охватывает так называемую пассивную стадию терапии. В этой сессии применяется Григорианская музыка, исполняемая для успокоения и равномерного дыхания. Полоса частот отвечает за деятельность ушной раковины в процессе стимуляции. Уделяется внимание правильной осанке во время прослушивания. Используя отобранную музыку и голос матери, мы пытаемся дать ребенку слуховой опыт, начиная с беременности, а затем, постепенно расширяя диапазон слуха для того, чтобы имитировать «родину слуха» ребенка. Внимание ребенка, сосредоточенное на восприятии правым ухом, постепенно увеличивается. Этот факт предполагает, что восприятие правым ухом играет значительную роль в языковом и когнитивном развитии ребенка.
Вторая и третья сессии составляют активную стадию терапии и усиливаются при помощи стимуляции в языковой области, что тоже важно. Здесь используются соответствующие фонетические записи, песни, а также тексты, читаемые отцом. Также желательно подключать и мать к программе терапии, если нарушения ребенка связаны с неправильным отношением между ребенком и матерью. Терапия должна иметь взаимодействие с другими особенностями ребенка (речь, образование, психология и т.д.).






- Полужирный
- Наклонный
- Подчеркнутый
- Зачеркнутый
- |
- Смайлы
- Ссылка
- Изображение
- Вставка видео
- Цвет текста
- Цитата
Написать отзыв о рецепте